Бизнес как проверка дружбы на прочность

Бизнес как проверка дружбы на прочность

Начинать собственное дело сложно всем. Но одни готовы рискнуть это сделать в одиночку. Другим же для финансовой и моральной поддержки требуются  партнеры. Часто в роли последних выступают друзья. При этом, историй о том, как общее дело сгубило крепкую дружбу не счесть. Так стоит ли вообще затевать такой бизнес?

Лариса, совладелица магазина косметики

Мы с Татьяной основали бизнес 4 года назад. Дружим с ней уже лет сто — с 1-го класса школы. После окончания университета я вышла замуж и уехала во Францию. Но с Таней мы все это время поддерживали связь. Она часто ко мне в Париж приезжает. Во Франции мне всегда нравилось, но не хватало собственной реализации. Первые годы я занималась только семьей. А потом — дети подросли, с мужем разошлись, и я почувствовала — надо о себе как-то в социуме заявить. С деньгами у меня все в порядке: бывший супруг хорошо помогает, есть недвижимость, которую сдаю, подрабатываю переводчиком. Но для морального удовлетворения этого не хватало.

Татьяна в России тоже периодически затевала то один, то другой бизнес, но что-то не ладилось. А потом как-то в очередной раз она приехала ко мне в Париж, и мы сходили в кино на комедию «Большой босс». Это фильм про женщину, которая теряет все и снова добивается успеха. Вроде, история-то простая, но нас она зацепила — стала эмоциональным толчком. Тогда мы и решили открыть магазин косметики. Деньги вложили совместно: я — многолетние накопления, Татьяна — взяла кредит. Знакомый помог купить помещение под магазин в Москве . А потом —  закрутилось. Я —  главный поставщик (привожу косметику из Франции), Татьяна следит за продажами, контролирует девочек-консультантов. 

Рекламные акции, финансовую отчетность, договора с подрядчиками — все это делаем вместе. Теперь я на родине часто бываю, благо дети уже большие, не нуждаются в опеке. Знаю, что зарекаться нельзя. Но пока все идет хорошо. Мы с Татьяной — обе трудяги и любим то, чем занимаемся. И что важно — я ей доверяю. Хотя недопонимания, конечно, бывают. В мелочах на нас «накатывает». Это даже больше не вопросы бизнеса, а просто человеческий фактор — настроение плохое, личные переживания. Но это нормально. 



 

Илья, бывший совладелец строительной фирмы

Я с Антоном познакомился в последних классах школы. Сразу подружились. Мы и по характеру похожи — оба спокойные, неконфликтные. Были друг у друга на свадьбах шаферами, наши жены хорошо общаются. А еще нас всегда объединяло одно увлечение — мы оба любим мастерить руками, особенно все, что связано с резьбой по дереву. Да и опыт  в этом есть — я периодически что-то для знакомых варганил, Антон 2 года в багетной мастерской проработал. Вот и решили на пару организовать собственное дело. Зарегистрировали фирму, нашли в аренду помещение свободного назначения в Москве . Брат моей жены помог с раскруткой сайта. Дело вроде сдвинулось: клиенты первые появились, зарабатывать стали (немного, но относительно стабильно). 

И мечтали о светлом будущем. А потом что-то пошло не так. С заказчиками. Вроде обо всем договорились: нам дали задаток, мы заказ выполнили, а человек говорит, что у него деньги закончились. Или откровенно кидали: под честное слово забирали готовый заказ, а оплату в итоге не делали. И так постоянно — просто замкнутый круг какой-то. Понятно, что будь у нас крупная компания, проблему неплатежей  решили бы через суд. А у нас фирма маленькая,  документация особо не велась, все на добровольных началах. Знакомые советовали, как следует надавить на таких клиентов. Но я уже говорил: мы с Антоном — оба неконфликтные. Тяжело нам было ругаться. 

Оба переживаем, злимся, а сделать ничего не можем. Постепенно накопилась дикая усталость: работаем, в дело душу вкладываем, а денег нет. И в один день решили — все, хватит над собой издеваться. И наша мастерская «канула в Лету». Мы с Антоном не ссорились. Никто же никого не подставлял. Но потребовалось время отдохнуть друг от друга, чтобы пережить разочарование от неудачи. А сейчас все в порядке: общаемся по-прежнему. Совместное предприятие не пошло, но друзьями мы, к счастью, остались. 

Александр, бывший совладелец туристического агентства

Мы с Никитой на момент открытия фирмы были знакомы 20 лет. В одном дворе жили, учились в параллельных классах. Так получилось, что нас обоих занесло в туристическую сферу. Правда, мы работали в разных компаниях и на разных должностях, но специфику области хорошо знали. Вот и решили открыть агентство по продаже туров. Тем более, что клиентская база у нас уже была априори. Взяли в аренду офисное здание в Москве , начали раскручивать бизнес. Но я  с первых дней понял — «ломовой лошадью» буду я. Мой деловой партнер особо не утруждался. Работы невпроворот, а помощи от него никакой. 

Я и маркетингом занимался, и в бухгалтерию вникал, и сотрудников курировал. А Никита — человек абсолютно несобранный То он проспал и не явился на встречу, то с женой проблемы, то настроения нет. Свои таланты у него, конечно, были. Никита отлично общался с клиентами и мог заболтать любого. Но это хорошо для обычного менеджера. А для совладельца компании — недостаточно. Сперва я корректно делал ему замечания, потом стал срываться и орать. Он, естественно, обижался. А под конец мы друг друга откровенно бесили. В итоге фирму продали, деньги поделили и разбежались. Сейчас я поостыл и понимаю, что он просто такой человек. Хороший продажник, но предприниматель— никудышный.  Злость прошла, но и тяги к контакту нет. Думаю, и у него также. Года 3 уже не общаемся.