Все, что вы могли не знать о хрущёвках

Все, что вы могли не знать о хрущёвках

Хрущёвки — типовые пaнeльные 5-этажные дома — стали символом целой эпохи. На советских просторах их возводили повсеместно: от Москвы до братских республик. В свое время они пришли на смену знаменитым сталинкам. От последних хрущёвки отличали малогабаритные квартиры — меньшие по площади,  с  упрощенными архитектурными решениями ( они не могли похвастаться легендарными потолками в 3 метра). Но именно эти скромные многоэтажки стали тогда решением жилищной проблемы в СССР. 

Как все начиналось

Эти дома были названы в честь советского государственного деятеля Никиты Сергеевича Хрущёва, чье правление пришлось на 1956-1966 годы. То было тяжелое послевоенное время, когда в стране остро стоял вопрос с квадратными метрами на душу населения. Глава государства поставил градостроителям задачу в рекордные сроки обеспечить советских граждан функциональным жильем. Хрущёв был противником эстетики в архитектуре. Он считал, что «дома нужны, чтобы обеспечить насущные потребности людей, а не для того, чтобы впечатлять художественными изысками». 

Массовое строительство хрущёвок началось в середине 50-х годов прошлого века и затянулось на добрых 30 лет. Их активно возводили в СССР вплоть до самого начала перестройки — середины 80-х. В постсоветское время они, само собой, продолжали выполнять свою непосредственную функцию. Но одновременно с расцветом бизнеса в стране, их площади стали использоваться и в коммерческих целях. Предприниматели активно брали на цокольных этажах в аренду помещения свободного назначения в Москве  и других городах РФ, открывая торговые точки, кофейни, салоны красоты. Вообщем, примерно также, как и сейчас.

Французское наследие

Вдохновением для советских градостроителей послужила идея французского архитектора Лe Koрбюзьe. Еще за 10 лет до начала строительства хрущёвок в СССР, он представил французскому правительству проект типового панельного дома. Как и у его советских коллег, перед Лe Koрбюзьe стояла важная задача — предложить действенный вариант решения жилищной проблемы.

Но французы — это французы. Эстетизм у них в крови. Зарубежный «прототип», имея, с одной стороны, довольно простые формы, все-же отличался некими изысками. Теми самыми, которые так не любил Хрущев: яркими фасадами, миниатюрными колоннами, крышами-террасами. Перед нашими же архитекторами, как мы уже говорили, стояла исключительно практическая цель. Им было не до декоративных красот. В плане эффектности экстерьера хрущёвки существенно уступают зарубежным аналогам. Но факт остается фактом: французы к ним имеют самое непосредственное отношение. 

Стройка длиною... в  две недели 

Хрущёвки возводились из цельных блоков, что уже само по себе упрощало строительство. При этом, и панели, и второстепенные элементы для каждого конкретного дома изготавливались на одном заводе. И его же сотрудники занимались возведением самого здания. При такой четкой отлаженной схеме на основную стройку уходило всего 2-3 недели. А порой рабочие и вовсе справлялись за неделю. Конечно, потом еще требовалось время на внутреннюю отделку объекта. Но это уже детали. 

Не все хрущёвки «на одно лицо»

Несмотря на кажущуюся однотипность, эти жилые комплексы — не абсолютные «близнецы». В советское время строительство шло ударными темпами: в стране работали сотни специализированных заводов. «Детища» каждого из них имели свои отличительные особенности: от самой конструкции здания до нюансов планировки. В зависимости от того, какой завод «приложил руку» к тому или иному проекту, хрущёвки подразделялись на серии. Самые знаковые — K-7 (такие дома возводились преимущественно в Москве и Подмосковье) и 335 (типовые здания для Ленинграда — тогдашнего Петербурга, региональных городов РФ и всех советских республик). 

Экономия прежде всего

Массовое строительство, да еще в послевоенное время, требовало экономии на многих статьях проекта. Так, почти во всех хрущёвках нет лифтов. Казалось бы, в доме всего 5 этажей — они не особо и нужны. Но вот вам показательная история. Как-то на сдачу очередного объекта с ревизией приехал сам Никита Хрущёв. Желая показать пример собравшимся,  он «на своих двоих» решил подняться на 5-й этаж. Но осилил только несколько ступенек  и дальше подниматься отказался. Говорят, что это всего-лишь историческая байка. Однако и современным жителям хрущёвок без лифтов прмиходится несладко. Попробуй-ка взобраться по лестнице с детской коляской, тяжелой сумкой или на больных ногах в преклонном возрасте. 

В некоторых домах, опять же в целях экономии, не делали балконов и подвалов. А один из жилых комплексов в Подмосковье и вовсе был построен из специального пластика. Но эксперимент не имел успеха: об экологичности материалов тогда особо не думали, но качество строительного ПВХ архитекторов не впечатлило. «Пластиковые» хрущёвки в СССР так и не прижились. 

«Нe мoгy скaзать прoщай» 

В бывших союзных республиках хрущёвки пока еще в почете. А вот в России их время подошло к концу. Массовая ликвидация старых домов в стране началась в середине 90-х. В столице из 6000 таких объектов осталось только 60. При этом, аренда офиса в Москве на первых этажах таких зданий по-прежнему востребована из-за относительно невысоких для столицы «тарифов». Тем не менее, хрущёвок в стране (включая регионы) становится все меньше. 

Окончательно «разобраться» с наследием Никиты Сергеевича власти планируют к 2030 году. Но несколько таких образцов советской архитектуры все-таки попали в «список неприкасаемых». Они будут служить напоминанием о сложном, противоречивом, но важном периоде в жизни страны. Среди них — одна из самых первых московских хрущёвок (на улице Гpимаy), построенная в 1957 году по специальному проекту. Уже в ближайшее время она будет отреставрирована и занесена в категорию исторически значимых объектов.